О чем молчит работодатель

Чтобы получить перспективную и высокооплачиваемую работу приходится беспокоиться о многом: о грамотном и привлекательном резюме, убедительном сопроводительном письме, блестящих рекомендациях, о том, как в самом выгодном свете представить свои достижения и, наконец, о внешнем виде, соответствующем новой должности. Конечно, все это необходимо и требует немалых усилий. Но есть опасность в череде успешных собеседований, увлекшись новыми сияющими перспективами, пропустить тревожные сигналы, дающие понять, что в действительности представляет собой ваш будущий работодатель.

При общении с ним нужно держать глаза и уши открытыми, представить себя разведчиком на чужой территории, обращать внимание на любые мелочи и не давать голосу разума заглушить вашу интуицию.

Тревожные маркеры

По мнению Ларисы Лутовиной, управляющего директора Private Consulting Group, «маркеров», на которые обязательно нужно обратить внимание при общении с потенциальным работодателем, огромное количество. Обращать внимание нужно на любые мелочи, они могут рассказать то, о чем вам не скажут ни на одном собеседовании. «Обратите внимание, например, на то, какая «наглядная агитация» украшает стены офиса, советует Лариса Лутовина. - Одно дело, если это поздравления с днем рождения или фотографии с последнего корпоратива, и совсем другое, если на стенах висят приказы о наказаниях и штрафах, которые, кстати, незаконны».

Но внимательным осмотром ваша задача не ограничивается - нужно еще и внимательно слушать. «Я как-то устраивалась на работу в известную компанию, - рассказывает Мария Л. - Вроде бы все шло нормально, но я обратила внимание, что сотрудники говорят о руководителе чуть ли не со священным трепетом, ведут себя как кролики не только в присутствии, но и в отсутствии удава. Меня это насторожило. Я проверила наблюдения, сделав несколько звонков. Вердикт был однозначным - потенциальный начальник, вернее начальница, - тиран местного разлива. От весьма заманчивого предложения я отказалась и не жалею об этом».

Однако не стоит ограничиваться пассивным наблюдением. Задавайте вопросы. Причем не только о работе и зарплате. «Чтобы больше узнать о реальной ситуации в компании, можно уже в конце первого собеседования с менеджером по персоналу спросить, почему ей или ему нравится работать в этой компании, и внимательно выслушать ответ. В нем обязательно должно прозвучать что-то личное. Если ваш собеседник ограничился стандартным хвалебным рассказом о динамичной успешной компании, то это повод задуматься о том, почему у сотрудника не нашлось каких-то человеческих слов и нужно ли вам здесь работать», - говорит Лариса Лутовина (о других «маркерах» читайте в допматериалах).

Взаимная выгода

Чтобы не пожалеть об упущенной возможности, Businessweek советует своим читателям руководствоваться принципом взаимной выгоды. Каждый формулирует его для себя сам. Но главное, на что нужно обратить внимание - не говорит ли своими действиями рекрутер или потенциальный работодатель «докажите нам, что мы должны тратить на вас свое драгоценное время». Это не тот сигнал, который должен посылать работодатель, желающий привлечь таланты, и звучать он может по-разному. Вас могут «пригласить» на очередное собеседование, предупредив в последний момент и не поинтересовавшись, удобно ли для вас время встречи. А если вы попытаетесь ее перенести, усомнятся в вашем желании получить эту работу. Он звучит и когда собеседование начинается не с рассказа о компании и вакансии, а с прохождения тестов и заполнения анкет. Вариантов много. Не торопитесь отказываться от предложения, возьмите их на заметку. Принцип взаимной выгоды предполагает, что нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Дальновидный и заинтересованный работодатель строит общение иначе. Он сначала поговорит с вами, ответит на ваши вопросы о работе, и лишь затем вежливо попросит заполнить анкету или принять участие в тесте, представив это как следующий этап отбора.

Доверяем интуиции

Смена работы - непростое решение и большой стресс. Чаще всего советуют подумать и взвесить все «за» и «против», но не стоит пренебрегать и интуицией. «Есть вещи, которые мы не можем формализовать на логическом или вербальном уровне, которые мы «чуем сердцем», - говорит Лариса Лутовина. - Все может выглядеть очень привлекательно, но что-то в атмосфере этого конкретного коллектива вам не подходит. Рабочих мест сегодня более чем достаточно, и не стоит пренебрегать «мелочами». Если что-то не складывается, вы не уверены на все 100%, что это ваше, то лучше от этой работы отказаться».

Использованы материалы Businessweek