Персональные компьютеры для женщин

Ван-дер-Флаас Александр Сергеевич

Авторизованный перевод с голландского.

ОТ АВТОРА

Не без боязни начинает автор эту книгу. Еще один набор полезных советов из тысячи уже созданных человеком? В ближайшем магазине Вас ждут пособия по кулинарии, вязанию, вышиванию, выживанию, учениям востока и методам медитации... Но... следует признать, что десять прочитанных книг по теории автомобиля незначительно повысят ваш класс вождения, а Дейл Карнеги с трудом перевоспитывает вредный характер.Тем не менее автор надеется, что на Вашей книжной полке найдется еще одно место, предлагая следующие аргументы:

- персональный компьютер является логическим продолжением ряда: мясорубка - холодильник - стиральная машина - швейная машина - автомобиль. Рассматривая компьютер, как средство переработки информации, автор клянется показать множество аналогий с указанной бытовой техникой.

- умение женщины водить автомобиль давно перестало способствовать ее самоутверждению, овладение персональным компьютером в этом плане

- важный шаг вперед;

- с интересом, Вы неожиданно откроете новые глубинные черты Вашего характера;

- небрежно брошенная Вами фраза может показать Вашу компетентность и руководство фирмы, заинтересуясь Вами, предложит возглавить компьютерный отдел;

- женщины изначально более склонны к изучению сложных проблем, в меньшей, чем мужчины степени, ориентируясь на результат;

- Ваш взгляд на мир, я уверен , изменится в сторону более тщательного планирования, ни в коей мере не заглушая Вашего творческого Я. И, наконец, - он может сделать Вас счастливей свободней, привлекательней, один из шагов к чему - эта книга.

ГЛАВА 1. КОГДА, ГДЕ И КАК ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ.

Государственная система переподготовки, множество консультативных фирм или Ваш муж - все готовы резко и решительно покончить с Вашей компьютерной безграмотностью, но в каждом из этих путей кроятся серьезные недостатки. Преподавателю курсов переподготовки, желающему показать, что родился с перфокартой в зубах, в глубине души глубоко безразлично, научились ли Вы чему-нибудь или нет. Он благожелателен, улыбчив, но в душе его горит пламень раздражения - ну чего тут не понимать, или ну уж если это не понятно... В этом варианте обучения мужчины более выигрышны - свое непонимание они компенсируют лживостью и привычкой нажимать сразу на все педали. Кроме того, перекуры и банка пива с преподавателем настраивают его на более благожелательный к лицам сильного пола лад. Консультативная фирма, гарантирующая индивидуальное обучение, во-первых стремиться заставить Вас оставить за компьютером и Вашу кредитную карточку. " Мы обучаем плаванию методом бросания в воду с камнем на шее, причем за деньги", - говорил один мой знакомый. Но опять-таки, Вы можете ничему не научиться, хотя будете постоянно довольны.(Вас в нужное время тонко похвалят, польстят и т.д.). Третий вариант. Ваш муж постоянно обещает научить Вас, но ему все некогда. Наконец, пригрозив разводом, Вы склоняете его к учительству. При этом Вы рискуете услышать столько недобрых слов, сколько и за всю предыдущую жизнь, например: "Ну ты и дура" или "Знал бы я 15 (10, 5) лет раньше...", причем вне зависимости от Ваших успехов. Это естественно, ведь овладев компьютером, Вы выбиваете у него из под ног последнее подобие пьедестала. Какой же выход? Ни в коем случае не отвергая ни один из рассмотренных трех, выбрать интимный вид обучения (компьютер и Вы), желательно без свидетелей. Темы для личных бесед с компьютером Вы почерпнете из этой книги. Спрячьте эту книгу в укромный уголок и полистывайте тайком. Рекомендуем первую главу прочитать первой, а последнюю - последней, порядок чтения остальных глав - произволен. Вы уже поняли, что это совсем не учебник, эта книга решает психологические задачи и поэтому читать ее необходимо в хорошем настроении.

ГЛАВА 2. СМОТРИМ ДРУГ НА ДРУГА.

Знакомство с компьютером принято начинать с изучения таких скучнейших вещей как биты, байты и т.п. Склонен утверждать, что как и знакомство с человеком, оно должно начинаться совсем с другого. Действительно, представьте, что познакомившись с молодым и красивым мужчиной, Вы начинаете (даже если Вы - врач) выспрашивать его о состоянии его мозга или бежите изучать анализ его желудочного сока? Результат такого знакомства нетрудно предугадать. Несмотря на то, что в философской литературе уже несколько десятилетий обсуждается вопрос о способности автоматов к разумной деятельности, высокомерно отмалчивающиеся программисты-профессионалы на этот счет сомнений не имеют. Можно назвать это фетишизмом, можно созданием идолов, можно "поворотом по фазе" - факт один: в глазах программистов компьютер - субстанция одушевленная, иногда капризная. Чувство взаимной привязанности этих двух систем, человека и машины, возникает довольно быстро.

Расставьте серийные, похожие абсолютно, компьютеры фирмы IBM в любом помещении и запустите программиста. Время нахождения "своего" компьютера будет если уж не мгновенным, то в большинстве случаев - крайне незначительным. Конечно, этому уморительному факту есть по крайней мере два реалистических обьяснения: первое - глаз замечает мельчайшие внешние детали и анализирует их в подсознании (пример тому - восприятие множества оттенков белого цвета у эскимосов), второе - они в большей степени различны в области яркости экрана, мануальных ощущений от нажатия клавишей. Интересно, что сами программисты на этот счет вопросов себе не задают, как ковбои, узнающие в огромном стаде абсолютно одинаковых для нас коров, нужные им. Итак, задача первого знакомства - понравиться друг другу и установить контакт. Пусть не сочтут меня уважаемые читательницы за сумашедшего, но Вы смотрите на компьютер, а он смотрит на Вас и все видит! Он видит, как Вы одеты, Ваше выражение лица, словом все то, что и мужчина на первых радостных свиданиях. Поэтому, ни в коей мере не принижая роль индивидуального подхода, дадим несколько советов в неблагодарной области - как понравиться ...

- выберете "свой" компьютер в учебном классе и старайтесь работать только на нем;

- старайтесь быть красивой, подходя к компьютеру, как это сделать

- советы на этот счет выходят за рамки этой книги;

- всегда мысленно здоровайтесь, благодарите и прощайтесь с компьютером.

Суммируя: полюбите его с первого взгляда и он ответит Вам взаимностью. Садясь за клавиатуру, постарайтесь не имитировать положение наводчика ракетной установки, ожидающего атомный удар. Руки меньше устают, образуя угол с горизонтом около 30. Красиво положив ногу на ногу, Вы можете пристроить на коленях клавиатуру, тем самым, решая три задачи - обеспечение удобства, красоты и эффективности. Многие фирмы предлагают специальные кресла для пользователей, и есть прямой смысл убедить правления Вашей компании не жмотиться на их приобретение. Итак, Вы красивы и уверенны в себе, полны благожелательности, с удовольствием сидите перед персональным компьютером и мысленно знакомитесь с ним, он, в свою очередь, с восхищением смотрит на Вас и мечтает выполнить в Ваших руках все, что Вы не пожелаете.

ГЛАВА 3. Я ЕГО СОВСЕМ НЕ БОЮСЬ.

Вы не боитесь компьютер и смело щелкаете выключателем. После непродолжительного жужания и перемигивания на дисплее, как правило, возникает изображение часов. Наша следующая задача - знакомство с клавиатурой. Автор глубоко убежден, что подавляющему большинству читательниц хоть раз в своей жизни приходилось печатать на пишущей машинке. Клавиатура компьютера - не что иное, как органичный потомок этого древнего изобретения. Наберитесь смелости и нажмите любую клавишу. Вы услышали взрыв? Ваш дом взлетел на воздух вместе с компьютером? Бьюсь об заклад, что нет, компьютер заменил на экране изображение часов на изображение таблицы цвета морской волны. Не бойтесь и смело понажимайте клавиши с буквами и цифрами. Весьма маловероятно, что Вы наберете какую-либо важную директиву и вызовете выполнение программы, однако на всякий случай не трогайте клавишей F1...- F10.

ENTER - нажатие этой клавиши в большинстве программ приводит либо к ее запуску, либо к смене кадра, этапа работы. Клавиша ENTER сравнима с педалью газа Вашей автомашины. Включив скорость - дав компьютеру некоторое указание, Вы нажимаете газ - клавишу ENTER. К сожалению, автор многократно наблюдал своих учениц, которые с надеждой ждали отклика от компьютера, абсолютно верно выполнив все подготовительные операции, но с завидным упорством не желая дать толчок указанным путем.

ESC - клавиша (ESCAPE) - спасения или отмены. Нажатие этой клавиши приводит либо к отмене неверно набранной команды, либо к прекращению работы программы. По сути дела использование клавиши ESC в ее функции " отмены - выключения" стало международным стандартом. Эта клавиша хороша также в следующих ситуациях - Вы не знаете, что делать дальше, Вы явно забрели куда-то "не туда". Клавиша SHIFT - позволяет переключать буквы со строчных на заглавные.

Целый ряд вспомогательных клавиш - такие как F1 - F10, CTRL, ALT, DEL,.. служат в каждой конкретной программе, как правило, в качестве разного рода переключателей режимов работы. Клавиши, обозначенные как F1...F10 получили название функциональных. Нажатие каждой из них приводит к выполнению целой последовательности сложных действий компьютерных программ. Как Вы уже заметили, нажимая клавиши с буквами и цифрами, что их изображения возникают в соответствующем окне на экране после набора сим- волов х:\ - (где х может быть любой заглавной буквой). Отметочка "_" (строго говоря она может принимать и более причудливые формы) имеет наз- вание курсора. Когда мы нажимаем клавиши с буквой, цифрой или знаком - они высветятся на экране именно в том месте, где только что находился курсор. Мы можем перемещать курсор, пользуясь клавишами управления курсором: HOME, END, , , , . При помощи клавиши INS, нажав ее, мы можем "раздвинуть" любой набор символов и "воткнуть" свои. Нажатие клавиши DEL приводит к "сьеданию" литеров, стоящих за курсором. Курсор как бы отражение того лучика, который связывает клавиатуру и дисплей. Как правило, после набора каких-либо директив, производится нажатие клавиши ENTER. Как и на пишущей машинке пропуск литеры производится нажатием клавиши "пробел" /SPACE/. Абсолютно не обязательно сразу запомнить действие всех этих клавиш - главное не бойтесь ошибок при наборе. Причин для оптимизма по крайней мере две:

- большинство программ, предлагаемых такими фирмами как MICROSOFT имеют продуманную "защиту";

- даже если Вы случайно наберете что-нибудь опасное, хорошая программа двадцать раз спросит Вас, резать или нет, удалять или нет, уничтожать или нет.

Компьютер никогда не скажет Вам дурного слова на Ваше неверное действие, в этом быть может, его приятное отличие, скажем от мужчины.

ГЛАВА 4. КАК ОН УСТРОЕН?

Читая лекции по компьютерной технологии обработки информации автор заметил тщетность занятий на тему " Как устроен компьютер". Тайная цель лекции на эту тему обычно одна - чтобы никто не уснул. Степень сложности компьютера - этого венца человеческого разума такова, что лишь достаточно длительный курс в колледже способен прояснить данный вопрос, по стандартной схеме " от простого к сложному". С другой стороны незнание устройства Вашей швейной машинки отнюдь не мешает Вам на ней с успехом шить, а прекрасно водить автомобиль можно не подозревая о существовании карбюратора и довольно туманно представляя, где там двигатель и на каком принципе он работает. На вопрос о составных частях персонального компьютера можно ответить, посмотрев на него - это клавиатура, дисплей, принтер и некоторый ящик (получивший название системного ящика). Продолжая наши попытки гуманизации компьютера, отметим его функции следующим образом: клавиатура - уши компьютера - через нее он получает информацию, дисплей и принтер - средства, по которым он дает нам ответ. Системный ящик - голова, содержащая "соображалку", - говоря языком детей и, естественно память. В отличие от нас с Вами, память которых наполняется в процессе обучения, довольно медленно, в память компьютера могут быть достаточно быстро внесены или оттуда списаны значительные дозы информации. Через что они могут быть туда введены, или прочитаны? Через то, через что мы наливаем, выливаем и т.д. - через отверстие в системном ящике. Оно имеет форму прорези, куда как конверт в прорезь Вашего почтового ящика, Вы вставляете дискету - ФЛОППИ диск. Вариантов неправильного вставления дискеты не так уж много и через минуту, без понуканий Вы научитесь делать это. Если Ваш ребенок еще не разбирал конверты с дискетами - не обязательно делать это самим - внутри четырехугольного конверта находится тонкая гибкая круглая пластинка, похожая на обычный грамофонный гибкий диск. Пластинка покрыта магниточувствительным материалом, на котором и записывается информация. Материал этот довольно чувствителен и рекомендуем Вам достаточно бережно обращаться с дискетой, не трогая пальцами чувствительный слой. В устройство ввода дискета вставляется плавно, без каких-либо напряжений. Пару слов необходимо сказать о "соображающей" части компьютера. Несмотря на то, что своему названию сам компьютер обязан процессу счета, давно прошла та пора, когда он был истинно вычислительной машинкой. Доля чисто вычсилительных работ постоянно уменьшается, а интеллектуальных возрастает. Поэтому следует воспринимать его как устройство обработки информации, коим если отбросить социальные функции управления организмом, по сути и является наш мозг. Память человека многоуровнева и механизмы, позволяющие помнить содержание предыдущей страницы и подробности выпускного бала - в принципе различны. В состав "головы" входят: так называемая оперативная память (где помнится то, о чем говорим и что делаем) и память на "винчестере" - магнитном диске, позволяющем запомнить громадное количество информации. На вопрос - из чего состоит человек? Ребенок смело отвечает - ноги, руки, туловище и голова, ему ни к чему многотомный курс анатомии. Так и мы с успехом ограничимся этими весьма поверхностными познаниями.

ГЛАВА 5. ПРОГРАММЫ В РЕСТОРАНЕ.

Понятие вычислительная машина довольно плотно связано с понятием программирование. Алгоритмический язык Бэйсик за неделю /3 дня, мгновенно.../ газеты пестрят такими обьявлениями. Несомненно, что знание алгоритмического языка - признак достаточно высокой инженерной культуры, более того, самостоятельное мышление программиста достаточно своеобразно. Спросите программиста-профессионала, что он будет делать послезавтра в 10 часов 17 минут пополудню и в большинстве случаев получите развернутый ответ с учетом множества возмущающих факторов. Любимая фраза программиста - " В принципе возможно... ", что свидетельствует о мощном диалектическом начале в структуре мозга. Но мы сразу скажем жестко и определенно - никаких алгоритмических языков изучать не будем. В чем же причины нашего отказа от изучения языков программирования? Их несколько:

- программистами разработано такое множество разнообразнейших программ, что весьма маловероятно, что в Вашей повседневной управленческой и прочей деятельности возникнет задача с одной стороны достаточно простая, чтобы Вы могли ее решить самостоятельно, с другой стороны ее степень сложности превышает возможности программ, имеющихся в продаже. Так что для Вас всегда будет выгоднее воспользоваться покупной программой или обратиться к фирме

- разработчику;

- множество современных программ в большинстве случаев создаются в расчете на пользователя - непрограммиста. Более того, при разработке подобных программ разработчики стараются погрузить пользователя в подобие той среды, в которой он привык работать. Большое подспорье тому - манипулятор "мышь", представляющий собой маленькую коробочку, перемещение которой по столу сопровождается соответствующим перемещением курсора по экрану. Пример -муляж карманного калькулятора, имеющийся в ряде программ - перемещая курсор по изображению его клавиш, Вы имитируете движение пальца по "живому" калькулятору, а нажатие клавиши на "мышь" - соответствующее действие человека в реальной среде. Прийдя в китайский ресторан, Вы с трудом можете произнести названия предлагаемых Вам блюд, но не останетесь голодной. С важным видом Вы тычете пальцем в строчку меню и ждете, что же Вам принесут. Аналогичным образом строятся и большинство современных пользовательских программ. На экране появляются разнообразнейшие меню и подсказки - что делать в той или иной ситуации. Ваша задача - подвести курсор к строчке меню и нажать ENTER. На случай, если Вы совсем неграмонтная, меню может содержать поле рисунков, тогда Вам необходимо подвести курсор к тому, изображенное на котором действие подходит в данный момент. Ставший почти классическим пакет иллюстративной графики PC-ILUSTRATOR - отличный тому пример. Мы будем пользоваться меню и незнание языков не оставит нас голодными - это наш очередной шанс.

ГЛАВА 6. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАЙЛ.

Несмотря на оптимизм предыдущей главы, некоторые понятия все-таки нам придется изучать. Одним из весьма важных является понятие файла. Вы наверняка слышали это слово из уст пользователя персональных компьютеров.

Критический характер автора научил его с опаской относится к определениям. Незыблемость канонов весьма относительна. Что есть файл? О сущности файла. Подобные темы весьма подходили бы для древних научных трактатов. Файл - некоторая совокупность записей, имеющая общий признак. Это определение довольно распространено. Согласно ему данная книга является файлом - все, что в ней написано имеет общий признак, определяемый названием. И каждая глава является файлом и, соответственно, каждая страница - у записанного на ней, есть признак, "это записано на странице такой-то. Изображение на дисплее - это тоже файл, следует из этого определения. По сути дела приведенное определение позволяет выделять некоторые порции информации и является довольно общим. Важно, что понятие "общий признак" можно трактовать достаточно вольно. Для сугубо компьютерных целей добавим: файл - совокупность записей, определенных по общему признаку, имеющая уникальное имя и записанное в память ПК. Итак, вся информация в компьютере хранится в виде файлов. Когда создавалась эта книга, каждая из ее глав была записана на дискету в виде файла, название которого соответствовало ее порядковому номеру. Будучи обьединенными, файлы глав составили файл книги. Термин файл необходимо душевно воспринимать, как общее название для самых разнородных порций информации, записанных в память Вашей машины. Файл - это может быть текст, программа игрушки, в которую играет Ваш ребенок, алгоритмический язык, компонента сложной издательской ситемы и многое-многое другое. Быть может, Вам приятнее будет просто запомнить: все, что записывается в память, называется файлом и должно иметь имя. Попутно заметим, что файлы могут быть записаны на дискету, на "винчестерный диск" или быть получены (переданы) по линии связи. Естественно, что память не "резиновая" и "размер" файлов достаточно важен. Фирма MICROSOFT, достаточно давно начавшая заниматься персональными компьютерами, а точнее их программами, предложила достаточно удобное соглашение, позволяющее по названию файла определять его характер. Международные соглашения в этом плане заменены соображениям удобства издравого смысла, а предложенная форма записи фактически стала международным стандартом. Имя каждого файла состоит из двух частей - непосредственно имени и трех букв, отделенных от имени точкой и получивших название "расширения".Эти три буквы и определяют характер файла. Например BOOK.TXT - файл имеет расширение ТХТ, определяющее файл текста. NC.EXE - файл имеет расширение EXE - представляет собой "исполняемую" /execution/ программу. В памяти хранятся файлы со своими именами и расширениями - будем работать с ними.

ГЛАВА 7. ХВАЛА ПИТЕРУ НОРТОНУ.

Роль личности в развитии науки и техники сложна. Чисто интуитивно мы понимаем, что не будь Эйнштейна, человеческая мысль все равно дошла бы до теории относительности. Программа Питера Нортона, "Нортон Комман- дер", конечно не единственная, но по мнению большинства пользователей наиболее удобная программа, организующая общение с компьютером в форме работы с меню. И спасибо за это ее автору - Питеру Нортону. Более того, пакет NORTON реализует концепцию, позволяющую рассмат- ривать персональный компьютер как некоторое подобие толстой книги.

Основная таблица пакет, прежде всего, содержит меню файлов. Буква, находящаяся в обрамлении, показывает, на какое устройство памяти настроена соответствующая половина таблицы. Буквы А, В - соответствуют накопителям на сменных дисках, С, D, E... - накопителю на винчестере или его частям. Посмотрите внимательно на таблицу. Кроме названий файлов (обратите внимание, что они состоят из непосредственно названий и расши- рений), напротив каждого из них содержится информация о дате и времени создания и размере файла. (Возможно получение и только "краткой" инфор- мации, содержащей лишь имена файлов). В одном из окон Вы видите широкий курсор, автор любит ласково на- зывать его "зайчиком" , имея в виду солнечный зайчик. Пользуясь клави- шами и Вы можете перемещать его, высвечивая тот или иной файл. Пе- ревести "зайчик" с левой части таблицы на правую и назад можно, поль- зуясь клавишей табуляции " " /Tab/.

Таблица пакета "Нортон коммандер" это не что иное, как окошечко в память нашего компьютера. Мы можем не только увидеть, что за файлы там хранятся, но и запустить программу, просмотреть содержание файла, из- менить его содержание, скопировать, переименовать, удалить. Нижняя строка таблицы:

1. Help 3. View 5. Copy 7. Mkdir 9. Menu

2. Vser 4. Edit 6. Ren/mov 8. Delete 10. Quit

Цифры соответствуют номерам функциональных клавиш. Теперь мы должны научиться запускать программы с помощью "Норто- на". Это очень просто. достаточно подвести "зайчик" к имени запускае- мого файла и нажать клавишу ENTER /не забываем про педаль "газа"/. Помните, что "запускается" не любой файл, а лишь тот, который имеет расширение: EXE - исполняемый COM - командный BAT - пакетный.

Выбрав файл с соответствующим расширением и не очень страшным наз- ванием (не стоит не зная его назначения наверное запускать какой-нибудь Black Killer - черный убийца), нажав ENTER, Вы запускаете его. Поздравляю Вас! Теперь Вы умеете запускать программы с помощью "Нортона". Можете купить себе любимое пирожное и подкрепиться - теперь нам предстоит путешествие в страну директорий.

ГЛАВА 8. СТРАНА ДИРЕКТОРИЙ

Количество информации, которое мы можем занести в память нашего компьютера чрезвычайно велико. Около ста страниц машинописного текста могут быть занесены на одну стандартную дискету, а на достаточно обьем- ный накопитель типа "винчестер" в 100-400 раз больше. Каково же будет оглавление такой огромной книги? Найти что-то в нем будет не так уж и просто, особенно если учесть, что экран довольно небольшой. Если рассматривать память как одну огромную книгу, то соответствен- но, в информационном плане это будет довольно разнообразный салат. Как поступает хозяйка с обилием продуктов в ее холодильнике? Она отводит полочку или ящичек под специи, другую полочку под овощи, далее, в пределах полки может находится коробка с приправами. Другие продукты, соответственно хранятся в другом шкафу. Чтобы избежать путаницы с про- граммами разных назначений, текстами и прочим - вся память ЭВМ может быть разбита на "шкафы", шкафы на полочки и т.д.

Поглядев на таблицу, демонстрируемую пакетом "Нортон", мы увидим строчки, где вместо размера и даты создания, напротив имени имеется над- пись SUB-DIR. Это не что иное, как дверка в информационный шкаф или ди- ректорию, как принято его называть. Подведя "зайчик" к имени, и нажав ENTER, мы открываем дверцы шкафа и попадаем внутрь. Что мы видим? Имена файлов, лежащих в этом шкафу и имена с отметкой SUB-DIR - имена ящичков в шкафу, которые, в свою очередь, помимо файлов могут содержать и более мелкие коробочки.

Если читательница еще помнит курс математики со времен окончания колледжа - подтвердим ее догадку, что информация хранится в древовидной структуре, где ветка - имя директории, на которой растут листья - файлы и веточки - поддиректории. Как вылезти из шкафа обратно в общую информационную кухню? Для это- го необходимо подвести зайчик в строчку содержащую запись двух точек /../ и нажать ENTER.

Чтобы знать, в каком ящике /например игр, бухгалтерского учета Ва- шего бизнеса, телефонов и адресов/ Вы в данный момент находитесь - в об- рамлении таблицы Нортона высвечивается "путь" к Вашему хранилищу. Реко- мендуем совершить прогулку по файловой структуре Вашего компьютера и по- смотреть, что имеется в его памяти. Во многих директориях Вы обнаружите файлы с README.TXT /прочитай- те/. Давайте их прочитаем, для этого подведем к ним курсор и нажмем клавишу F3. На экране появится текст, поясняющий работу той или иной программы. Мы можем листать этот текст клавишами Pg Up /страница вверх/ и Pg dn /страница вниз/, а привести экран в предыдущее положение клави- шей ESC. Память компьютера теперь открыта для нас.

ГЛАВА 9. О ВСЯЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ

Если с утра "компьютерщики" Вашей фирмы приникли к дисплеям и со- средоточенно совещаются, не допуская посторонних, будьте уверены - они не занимаются разработкой новой научной программы, просто кто-то принес новую игрушку - игровую программу.

По наблюдениям автора отношение к программам-игрушкам полярное. Причем профессионалы со стажем, познавшие вкус создания множества про- грамм, как правило, к ним абсолютно холодны. Кроме зависти к создателям и замечаний типа - "Эх! нет времени, заняться бы тоже...", ничего иного у них не наблюдается.

Огромно значение игр для детей и непрофессионалов. Автора всегда поражало, насколько быстро дети овладевают весьма сложными играми прак- тически без каких-либо инструкций.

Трудно выделить профессиональные пристрастия к той или иной игре, однако, служащие одной фирмы прекрасно узнавали с утра настроение свое- го шефа по игре, в которую он начинал играть. Конечно, сложные игры, ти- па F-19, рассчитанные скорее на подготовку летчиков-профессионалов, чем для развлечения, стоят в отдельном ряду, для их освоения нужен опреде- ленный навык. В "теннис-образные" игры или игры типа Ралли, игра в кото- рые не требует подготовки, большинство дам играет с большой радостью. Знакомый автора жаловался ему, что с появлением домашнего компью- тера, его жена вечером предпочитала компьютер постели, с неведомым ему и ей ранее азартом играя до утра в абсолютно (по его мнению) идиотские игры, по сравнению с которыми бросание костей - верх интеллектуального напряжения.

Несмотря на абсолютно холодное отношение автора к играм, он вынуж- ден честно признать следующее:

- еще из детских впечатлений мы определенно знаем, что игра один из лучших способов познакомиться и подружиться, с этой точки зрения игры с компьютером достаточно полезны;

- если подобные игры помогают найти выход эмоциям, несомненно, что компьютерная игра значительно предпочтительнее галона виски, разбитой посуды или супружеских измен.

Короче говоря, играйте, если Вам играется. Другой класс программ - деликатно выражаясь - неприличненькие. Ко- нечно, превращать компьютер с порнографический калейдоскоп начала века, решение достаточно примитивное, но увы, находятся создатели программ, из которых игра в покер "с раздеванием" - самая целомудренная. Если рассмотренные два класса программ по крайней мере экономичес- ки безвредны, то ущерб от программ-вирусов далеко не ограничивается нравственным. Вирус - это небольшая программа, которая "влезает" в нуж- ный и хороший файл, в результате чего он перестает работать. Более опасны вирусы, затрагивающие внутреннюю настройку Вашего компьютера. Мировая компьютерная среда загрязнена вирусами в значительной степени, причем вирусы могут находится в "спящем" состоянии и ждать своей мину- ты. Широко известный вирус "черная пятница", например, срабатывает в пятницу, 13 числа. Иногда последствия действия вируса ужасны - у Вас могут пропасть очень важные данные. Как защититься от вирусов:

- не пользоваться программами сомнительного происхождения /спи- санными неизвестно кем, когда и у кого/;

- пользоваться программами антивирусной профилактики, регулярно проверяя, как Ваш компьютер, так и каждую из используемых дискет;

- следить за размерами файлов - их самопроизвольное изменение мо- жет свидетельствовать о "влезании" в них какой-нибудь пиявки;

- поставить Ваш компьютер на антивирусное обслуживание в солидной фирме. Теперь настала пора поговорить о нужных программах, которые зна- чительно облегчат Вашу жизнь.

ГЛАВА 10. ВОЛШЕБНАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА.

Множество фирм в определенные периоды своего развития провозгла- шали проведение кампании по сокращению бумаготворчества. Имеются даже примеры подобных программ на правительственном уровне. К сожалению, как справедливо отмечается в законах Паркинсона, свойство бумаги к размножению является внутренним ее свойством. Если проанализировать все множество текстовых документов на Вашей фирме, то несомненно, что зна- чительная часть из них является повторяющимися или отличающимися ска- жем, лишь датами и адресатами.

Персональный компьютер, как волшебная пишущая машинка, обладающая памятью, это, пожалую первое реальное применение, значение которого Вы сможете оценить практически сразу. Персональный компьютер с помошью программы "Редактор" превращается в Вашего отличного помощника. Фирмы- разработчики поставляют на рынок значительное количество различной степени сложности редакторов от "встроенного" редактора Нортона до сложных издательских систем типа "VENTURE". Здесь многое зависит и от личных симпатий пользователя. Если человек привыкает к какой-либо про- грамме, зачастую его практически невозможно убедить в том, что сущест- вуют более удобные и эффективные.

По мнению автора наиболее удачными являются пакеты MULTI EDIT или NORTON EDITOR. Вкратце - вот, что позволяет программа редактор:

- создавать текстовые документы на экране, помещать его в память, вызывать из памяти;

- вносить любые исправления и изменения в текст;

- осуществлять отметку и произвольный перенос, копирование или слияние любых кусков текста, печать созданного текста с учетом заданно- го формата страницы;

- автоматический поиск заданных букв, слов или целых предложений с возможностью автоматической заменой на другие.

Это весьма интересная возможность, позволяющая, используя некото- рую заготовку, скажем поздравление с Рождеством, автоматически создать поздравления для всех Ваших знакомых.

Для решения достаточно простых задач /без автоматической замены слов и букв/ бывает достаточно использовать встроенный редактор пакета "Нортон". Для редактирования некоторого текстового файла необходимо под- вести зайчик к его имени в основной таблице "Нортона" и нажать клавишу F4 - редактирования. Вызванный на экран текст можно просматривать про- извольным образом /клавиши PgUp и PgDn /.

Перемещая клавишами курсор по тексту, возможно производить любые замены, исправления или добавления. Клавиша F7 /SEARCH/ позволяет быст- ро найти необходимое слово в тексте. Нажав на запрос, являющийся в верхней части экрана вводим символьный образ. Теперь после каждого на- жатия ENTER курсор будет устанавливаться в начале соответствующего на- бора символов. Запись отредактированного текста производится нажатием клавиши F2.

"Нортон" - пакет достаточно заботливый и попытка отменить редак- тирование /клавишей ESC/ вызовет появление напоминания о необходимости выполнить операцию записи. Теперь настала пора поговорить о копировании и печати.

ГЛАВА 11. ПРИЙДЯ В МАГАЗИН.

Вы приобрели необходимую Вам программу или Ваша приятельница одол- жила Вам записанные на дискету рецепты молодости. Подробно рассмотрим Ваши дальнейшие дествия. Первое - как бы Вы не доверяли источнику /исключение можно сделать для программ в фирменных упаковках/ проверьте дискету на наличие виру- сов. Попросите об этом любого профессионала, и он с радостью проделает для Вас эту минутную операцию. Далее работаем самостоятельно:

- вставляем дискету в прорезь дисковода и закрываем замочек;

- одновременным нажатием клавиши ALT и F1 Вы вызываете на экран меню устройств памяти, на просмотр которых настраивается левая половина таблицы "Нортона".

Здесь курсор имеет вид затемненного прямоугольника. Его нужно уста- новить на устройство А (с помощью стрелочек ) и нажать клавишу ENTER. В результате этих действий на левой части экрана мы увидим меню, показы- вающее содержимое дискеты;

- Пользуясь клавишей F3 читаем поясняющие текстовые документы /подводим курсор "зайчик" к имени файла в меню и нажимаем F3/;

- Пробуем запустить необходимую программу с дискеты. /Подводим курсор к файлу с расширением ЕХЕ, СОМ или ВАТ и нажимаем ENTER/. Нас все устраивает и мы решаем переписать содержимое дискеты в память компьютера /на "винчестер"/.

- Нажатием клавиш ALT + F2 устанавливаем правую часть таблицы на анализ "винчестера" /обозначаемого литерами С, D и т.д./. Нам необходимо создать "шкаф", куда поместим содержимое дискеты. Переводим клавишей /Tab/курсор в правую часть таблицы и нажимаем F7 - клавишу создания "директории". После нажатия F7 появляется запрос на имя нашего ящичка. При задании названия можете дать полный простор Ва- шей фантазии, но помните, что когда этих ящичков набирается с полсотни

- возможность быстро ориентироваться в них во многом определяется удач- ностью названий. Набрав в ответ на запрос имя и нажав ENTER, мы увидим, что в меню файлов и директории оно появилось.

- Откроем созданный шкаф - подведем к новому имени "зайчик" и на- жмем ENTER.

Место для переписи файлов подготовлено. Скорее всего, Вы решили переписать с дискеты все файлы /если они спрятаны в шкафах, открывать их мы уже умеем/, но можете переписать лишь те, которые на Ваш взгляд более необходимы. Для начала необходимо "отметить" перемещаемые файлы. Подведем к имени файла "зайчик" и нажмем клавишу INSERT - при этом цвет букв имени файла измениться - файл отмечен. Таким образом можно отметить любое количество файлов, сумма их длин горит в нижней строке. Снятие от- метки производится путем повторного нажатия INSERT. Итак, все или неко- торые файлы отмечены и мы приступаем к переписи, нажав клавишу F5/copy/. "Нортон" услужливо сообщает, сколько файлов и куда будут переписа- ны. Нажимаем ENTER и копирование началось, сопровождаемое симпатичным "мультиком", как бы иллюстрирующим процесс переписи каждого из файлов. Теперь Вы овладели минимальным навыком работы - умеете запускать нужные программы, их копировать и ориентироваться в файловой структуре. Радость наша будет неполной, если мы не научимся печатать на прин- тере. Чтобы распечатать файл с помощью "нортона" необходимо подвести к его имени "зайчик", нажать клавишу F5 и на запрос "куда копировать" указать имя устройства печати PRN, после чего нажать ENTER. Распечатать только то, что в данный момент у нас имеется на экране мы можем нажав клавиши SHIFT + PrSс, где само название PrS /Print Screen - печать экра- на/ говорит о ее функции.

Текстовые редакторы, как правило, представляют весьма удобное меню печати, овладеть которым не представляется сложным. В заключение автор хочет честно предупредить уважаемую читательни- цу, что далеко не всегда переписанная программа будет работать или рас- печатываться. Среди разработчиков ширится борьба с незаконным копирова- нием, которое может включать "хитрые замочки". Лучше приобретать прог- граммы законным путем, а о том, какие могут Вам пригодиться мы начнем разговор в следующей главе.

ГЛАВА 12. УЧИМСЯ РИСОВАТЬ.

Великое множество программ разработано к сегодняшнему дню и вопро- сы их классификации довольно сложны - многие из них настолько многофунк- циональны, что получили название "интегрированных". Cчитается, что за- пустив подобную программу утром, можно "не выходить" из нее в течение всего рабочего дня.

Довольно симпатичное семейство представляют собой программы иллю- стративной графики. Они могут восприниматься как игрушки, но автор лично наблюдал восторги дизайнеров после знакомтсва с пакетом Paint brush.Осо- бенность подобных программ - максимально приближенный к реальной жизни инструментарий и иллюстративное меню. Если в меню нарисована кисточка, - курсор, побывав в соответствующем элементе становится "кисточкой" и по- зволяет имитировать мазки по экрану.

Примерный набор элементов - это карандаш, кисть, валик, пишущая ма- шинка для внесения текста в рисунок, стирательная резинка, палитра для задания цветов и закраски элементов рисунка, пульверизатор - для "на- брызгивания краски".

Кроме того, подобные программы позволяют перемещать, копировать, увеличивать или уменьшать участки изображения на экране. Если у Вас пол- ностью отсутствуют способности к рисованию - не беда, наличие библиотеки готовых рисунков и возможность вызывать их на экран представляют совер- шенно новые возможности Вашему творчеству. Наиболее популярными пакетами иллюстративной графики принято счи- тать "Paintbrush", DrHallo, от работы с ними Вы получите истинное удо- вольствие. Посадив за подобную программу Вашего ребенка, Вы не только полностью нейтрализуете его на несколько часов, но и можете записать в библиотеку его шедевры, чтобы через много лет предаваться умилительным воспоминаниям.

ГЛАВА 13. ДЕЛА БИБЛИОТЕЧНЫЕ.

Итак, мы уже достаточно эффективно используем наш персональный ком- пьютер. Пишущая машинка заброшена в чулан. Подумывает об увольнении ху- дожник Вашей фирмы - все обьявления и плакаты "штампуются" компьютером. Игры помогают избавиться от стрессов. Теперь наступила пора заняться компьютеризацией Вашей справочной литературы. О, Боже, вспомните, сколько времени Вашей жизни затрачено на поиски цифры, адреса, марки и т.п. в шкафах, на полках, толстых справоч- никах.

Программные средства, получившие название Систем управления базами данных, позволяют автоматизировать поиск любой информации. Любую табли- цу, числом столбцов для бумаги немыслимым /скажем 256/, можно занести в память персонального компьютера, чтобы затем доставать оттуда строки или их части, используя в качестве "ключа" для выбора, скажем, третью букву четырнадцатого столбца. Занеся, например, информацию о сотрудниках вашей фирмы за минуту можно заставить систему выдать информацию обо всех со- трудниках 30 лет, имеющих имя Джон. Большое распространение получили прикладные программы, основанные на пакетах СУБД:

- бухгалтерский и складской учет;

- структура фирмы;

- ведение банковских счетов;

- специализированные справочники / например, библиотека всех фирм того или иного рода деятельности/;

- большая номенклатура "записных книжек" и картотек.

Практика показывает, что большинство уважающих себя фирм предпочи- тают готовой программе программу, разработанную с учетом особенностей именно их делопроизводства. Из систем управления базами данных, доступных для самостоятельного использования и обладающих достаточно удобными средствами общения, сле- дует упомянуть dBase 3+ и ему подобные, распространяемые фирмой Ashton- Tate.

ГЛАВА 14. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ...

На всякий случай, если Вы плохо прячете эту книгу, и она случайно попадает в руки к Вашему мужу или программисту на службе, он ужаснется. Как? Ни слова об операционной системе?! Конечно, написать книгу о персональном компьютере и хотя бы вкрат- це не упомянуть об операционной системе - большой грех, ну все равно, что создать инструкцию по использованию стиральной машины и ни слова не сказать о математическом описании перемещения водяных масс внутри ее. Но все же, опасаясь гнева посвященных, автор решил застраховаться. Что такое компьютер с точки зрения инженера - это достаточно слож- ная электронная схема на полупроводниковых элементах, настроенная соот- ветствующим образом. Чтобы эта электронная система стала компьютером, необходимо обеспечить по крайней мере две вещи - взаимодействие "желез- ной" составляющей с пользователем и ее взаимодействие с запускаемыми программами. Кроме того, необходимо обеспечить целый ряд функций, делаю- щих компьютер тем, что он есть - осуществление операции с файлами, обес- печение соответствующей работы различных устройств, подготовка дискет и "винчестера"к использованию и т.д. Исторически сложилось, что разработанные фирмой "MICROSOFT" комп- лекс программ операционной системы MS-DOS монополизировал рынок и стал практически стандартом. Соответствующий язык управления содержит большое количество функций, причем их возможности возрастают от версии к версии. Среди документации к Вашему компьютеру наверняка имеется толстая книга Guide MS-DOS, соответствующей версии. Откуда берется операционная система в компьютере? Она переписыва- ется с так называемой системной дискеты на "винчестер". Мы уже говорили о вирусах. Некоторые из них очень любят проникать в программы операционной системы. Так что будем осторожны. Конечно, ува- жающий себя пользователь персонального компьютера должен изучить MS-DOS, имеются и специальные обучающие программы, хотя задачи достаточно высокой степени сложности можно решать, зная о ней весьма приблизитель- но.

Главное, что мы должны запомнить, операционная система - комплекс программ, обеспечивающий взаимодействие Вас и Ваших программ с электро- никой компьютера, т.е. другими словами "оживляют его".

ГЛАВА 15. ЕЩЕ РАЗ ПРО ПРОГРАММЫ.

Не следует думать, что программа "Нортон" единственная в своем ро- де. Существуют и другие подобные программы, получившие общее название "программные оболочки", из которых следует упомянуть PC-TOOLS /"Инстру- менты" для персонального компьютера/ -мощный пакет для профессионально- го пользователя и др. Как уже упоминал автор, применение того или иного пакета программ во многом диктуется личными причинами. Если в Вашей деятельности Вы сталкиваетесь с разного рода вычислениями, есть смысл пользоваться язы- ком Бейсик, либо пакетами, имитирующими работу привычного калькулятора /подобный муляж калькулятор содержится,например в редакторе MULTI EDIT/. Пакеты конструкторского проектирования являются пакетами для про- фессионалов. Лишь информационно стоит упомянуть пакет A-CAD - автомати- зации конструкторского проектирования и P-CAD - автоматизации проекти- рования микроэлектронной аппаратуры.

ГЛАВА 16. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ.

Как уже стало понятно уважаемой читательнице, автор постоянно стре- миться показать, что для работы на персональном компьютере сегодня, не требуется уже очень много новых знаний и умений. Первым мотивом должен быть - Я не глупее других /можно некоторого конкретного лица/. Далее идут соображения престижа, современности, пер- спектив роста и уже, честно говоря, на последнем месте практический пользы.

За компьютером Вы становитесь красивее и увереннее в себя, а уж ес- ли говорить о Вас как о паре, то вы неотразимы оба. Любой текст, любой рисунок, работа с каталогами и библиотекой - все для Вас теперь настолько просто, что даже, если у Вас возникают затруднения, Вы можете говорить с профессионалом на равных. Автор при- держивается мнения, что лучшего способа получения информции чем диалог, человечество не придумало и прежде чем изучать какое-либо пособие по той или иной программе, поспрашивайте о ее работе человека, овладевшего ею.

Так как Вы теперь /автор гарантирует/ не выгладете совсем дурой в компьютерной области, не бойтесь задавать любые "глупые" вопросы, а то, что большинство мужчин считают невостребованным свой талант педагога, это Вам прекрасно известно уже давно. Заботьтесь о Вашем компьютере и старайтесь не давать его в чужие руки - известно, что разрешать всем,кому попало подкармливать даже са- мого верного пса - путь к его порче. И под конец самое главное - старайтесь получать радость от этого симбиоза сообразительного телевизора и пишущей машинки и даже, если у вас совсем мрачная натура, улыбнитесь при виде, как из принтера рож- дественская открытка с посвящением Вашему дяде.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО АВТОРА.

Если у Вас хватило мужества дочитать повествование до этой страни- цы - позвольте искренне поблагодарить Вас за проявленный интерес. Если Вы поверили, что персональный компьютер не страшный и зубас- тый, а ласковый и добрый зверь, это большой успех. Если у Вас возникло желание поработать на компьютере и Вы кое-что из прочитанного в книге попробовали - успех превосходит скромные ожида- ния.

Если в результате прочтения Вы стали поклонником персонального ком- пьютера и начинаете относится к нему по крайней мере как к домашнему ко- ту - это триумф.

И последнее. Автор старался действовать наперекор всем сложившимся методикам преподавания и пытался выступать в роли проповедника. В ка- честве извинения и реверанса в адрес традиций в книгу включено крат- кое и весьма прагматическое приложение - пособие по пакету Нортона.

Еще раз прощаюсь с Вами и желаю удачи. С уважением ... А.С.Ван-дер-Флаас